Представители российских вузов-лидеров внесли предложение о проведении в России реформы системы оценки качества высшего образования, поскольку полагают, что существующий на сегодняшний день механизм аккредитации и лицензирования высших учебных заведений непрозрачен, а качество проверок Рособрнадзора вызывает целый ряд вопросов. Особенно остро дискуссия на данную тему усилилась после лишения Европейского университета в 2017 году лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Представителей учебных заведений высшей школы поддержал глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев, а также Андрей Фурсенко, помощник Президента РФ. Что же касается Минобрнауки России, то присутствующий на совместном заседании ассоциации «Глобальные университеты» и Ассоциации ведущих университетов и. о. замминистра образования и науки Григорий Трубников заявил, что оно «открыто для предложений в деле совершенствования системы аккредитации».
Как отметил Ярослав Кузьминов, ректор НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ), озвучив позицию двух ассоциаций, комиссии проверяют документы образовательных организаций, не оценивая при этом качества образовательных программ. Такая система аккредитации и лицензирования учреждений ВО носит, по мнению ректора НИУ ВШЭ, избыточный характер.
Проанализировав почти 1 тысячу проверок регулятора, проведённых в 2016-2017 годах, эксперты пришли к выводу, что результаты носят «типовой характер», а отчёты составляются по одному шаблону, что, в свою очередь, «заставляет задуматься и о критериях оценки, и о качестве экспертов».
К примеру, в каждом втором заключении Рособрнадзора, по словам Ильи Демидова, первого проректора Санкт-Петербургского госуниверситета (СПбГУ), имеется претензия относительно того, что на сайте вуза нет информации об условиях приёма лиц с ОВЗ. Однако по результатам проверки экспертов оказалось, что такие сведения на сайте имеются, но нет методики, где эта информация должна располагаться. Зато есть представление о том, где она должна была быть опубликована.
«Эксперты Рособрнадзора, проводящие проверки, часто не обладают достаточным авторитетом и репутацией для принятия самостоятельных решений и содержательной оценки потенциала вуза», - отметили в проекте решения по итогам заседания.
По мнению А. Фурсенко, существующая система контроля подавляет новации и абсолютно не мотивирует вузы на улучшение работы. Он предложил представителям вузов взять на себя ответственность и выдвинуть новую версию.
Изложив ряд предложений по совершенствованию системы аккредитации, Я. Кузьминов акцентировал внимание Минобрнауки на том, что проверки вузов должны проводить не эксперты регулятора, а уполномоченные образовательным ведомством профессиональные ассоциации. Кроме того, более активно к такой работе стоит привлекать работодателей, учитывать средний балл ЕГЭ и количество победителей олимпиад среди поступающих, а также качество научной и проектной работы.