Ваш город:

Не только учить, но и воспитывать…

12 окт. 2021 г.
0
3542

1 сентября 2021 года не в теории, а на практике заработал закон Президента РФ о воспитательной составляющей образования. Ожидается, что этот закон будет способствовать не только интеллектуальному, но и духовно-нравственному развитию подрастающего поколения.

Не только учить, но и воспитывать…

Напомним, в мае 2020 года Президентом РФ были подготовлены поправки к закону «Об образовании», в которых Владимир Путин предлагает сделать воспитание детей неотъемлемой частью образовательного процесса. Уже в июле 2020 эти поправки были приняты в третьем чтении и вступили в силу с 1 сентября 2020 года. Всем образовательным организациям дали ровно год на то, чтобы они могли скорректировать свои образовательные программы в соответствии с новой редакцией закона «Об образовании».

То есть, включить в программу образования календарный план воспитательной работы и рабочие программы, направленные на развитие детей и молодежи, а также создание условий для социализации/самоопределения учащихся на базе духовно-нравственных ценностей и норм/правил, принятых в российском обществе.

Год, отведенный для подготовки, прошел. Новый учебный год по новому закону только начался, а Госдума уже получает жалобы на перегрузку учителей из-за новшеств. Итак, давайте разбираться, что же подразумевается под воспитательной работой и почему учителя жалуются на перегрузку.

Воспитательная работа до и после

С начала этого учебного года в образовательную программу школ должны быть включены два новых документа:

  • программа воспитания школьников, на основе программы, разработанной Институтом стратегии развития образования
  • календарный план, составленный на основе разработанного Минпросвещения примерного календарного плана

Если внимательно изучить примерную программу воспитания, то можно увидеть, что она включает в себя:

  • дискуссионные площадки;
  • социальные школьные проекты;
  • посещение музеев, театров и экскурсий;
  • спортивные праздники и т.д.

А вот теперь возникает вопрос: неужели раньше в школах не проводились различные мероприятия, а школьников не водили на экскурсии? Ведь все это было! То есть, и раньше школа воспитывала учеников, без всяких законов и поправок к ним. Даже в самые трудные для сферы образования времена, когда страна переживала период застоя и перестройки, школа не прекращала выполнять свои воспитательные функции.

Да и вообще, невозможно себе представить образовательную организацию, будь то садик, школа или колледж, в которой бы преподаватели только читали свои дисциплины и все. Образовательную деятельность в принципе невозможно реализовать без систематической работы в сфере воспитания, поскольку это две неотъемлемые части всестороннего образовательного процесса.

Воспитательные работы всегда проводились, проводятся и будут проводится в школах повсеместно хотя бы только потому, что реализация положений Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) невозможна, если обучение детей будет осуществлять исключительно с помощью педагогической программной деятельностью. Ведь воспитание школьников это не только стремление научить их здороваться, когда заходишь в школу, и уступать место старшим в транспорте.

Воспитательная работа решает сразу несколько задач. В том числе:

  • способствует созданию образовательной среды, позволяющей развивать личностные качества учеников;
  • включает в образовательный процесс основополагающие принципы, к которым относятся толерантность, демократичность и взаимоуважение;
  • запускает процесс социального закаливания, благодаря чему школьники стремятся к саморазвитию.

Воспитание в школе, что изменилось?

Так что же изменилось, после обновления закона «Об образовании»? Зачем это нужно было?

Все просто – раньше учителя занимались воспитанием школьников, так сказать, «по велению души», а сейчас эта функция закреплена законодательно. Есть еще одно «но». Учителя очень сильно переживают, что контролирующим органам могут понадобиться доказательства того, что в школе начали внедрять новые воспитательные программы. А это значит, что им придется писать отчеты, по большей части формальные.

И хотя год назад министр просвещения Сергей Кравцов убеждал всех, что усиление воспитательной работы в школах не повлечет за собой увеличение отчетности для учителей, первые «звоночки» уже прозвенели.

По словам зампредседателя думского комитета по образованию и науки Максима Зайцева, из некоторых регионов России поступили жалобы на то, что на должности помощников директоров по воспитательной работе берут «своих» людей, которые, чтобы создать видимость работы, нагружают учителей лишней отчетностью.

Очень хочется верить, что эти жалобы окажутся недоразумениями, с которыми быстро разберутся.

Не стоит также забывать о том что, согласно требованиям ФГОС, каждый преподаватель разрабатывает учебную программу своего предмета и в совокупности формируется общая образовательная программа всей школы. И если такой же принцип будет заложен в воспитательную работу, то от каждого учителя могут потребовать продемонстрировать результаты своей работы. То есть, все те же отчеты.

Но у нового закона есть не только спорные моменты, но и положительные стороны, которые уже отметили в Национальной родительской ассоциации. В частности, директор по развитию Марианна Шевченко считает, что изменения в законе «Об образовании» поможет учителям и родителям конкретизировать зоны и разграничить ответственность за воспитание подрастающего поколения.

Марианна Шевченко также считает, что закрепление воспитательной функции школы на законодательном уровне – несомненный плюс, но этого мало. Мало просто, как и раньше водить школьников в походы по театрам и музеям. Программа по воспитанию должна соответствовать времени и отвечать запросам современных школьников. Она уверена, что если воспитательная работа будет вестись по старым журналам и методичкам, то она быстро превратится в самые обычные бумажки с формальными отчетами. А вот этого допускать ни в коем случае нельзя!

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин на стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования»
В рамках прошедшей сегодня стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования» под председательством премьер-министра РФ Михаила..
Премьер-министр РФ заявил о необходимости повышения качества образования
19 нояб. 2024 г.
0
1001
Класс школы для одарённых детей.
В Минпросвещения России сообщили о том, что в каждом федеральном округе планируют открыть школы для одарённых детей. В РПЦ высказались за преподавание..
О школах для одарённых детей, преподавании церковнославянского языка и введении самбо в школах РФ
18 нояб. 2024 г.
0
1380
Глава Минпросвещения РФ провёл личный приём граждан
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов провёл личный приём граждан и ответил на интересующие родителей и педагогов вопросы, связанные с организацией п..
Глава Минпросвещения РФ провёл личный приём граждан
15 нояб. 2024 г.
0
2904
Оставить свой комментарий

Ваш город: