Ваш город:

Идеальный детский сад: какой он?

28 июн. 2021 г.
0
2872

Известно, что именно в раннем возрасте развитие происходит наиболее активно, и от того, насколько эффективно будет использован природный потенциал ребенка, во многом зависит его дальнейшее воспитание и обучение. Из этого следует, что школьные успехи детей зависят от детского сада – точнее, от уровня дошкольной подготовки, от дошкольных программ развития, условий и мастерства воспитателей.

Идеальный детский сад: какой он?

Детский сад – первый уровень жизни

С одной стороны, можно понять родителей, которые, жалея трехлетнюю кроху, не спешат отдавать ребенка в детский сад, чтобы «продлить детство». Но они часто не подозревают, что такая любовь и забота лишает возможности пройти самый важный и сложный этап социализации. «Домашние» первоклассники намного труднее осваиваются в школе, им сложнее налаживать контакты со сверстниками и учителями.

Даже самый лучший уровень дошкольной подготовки с мамами или бабушками, профессиональными педагогами, занимающимися частной практикой, но «в тепличных условиях», без общения с другими детьми, лишают ребенка уверенности в себе, самостоятельности, умения работать в коллективе.

То есть, детский сад – не только для того, чтобы пристроить ребенка, пока родители на работе, а бабушки и дедушки – в другом городе! Именно дошкольное учреждение закладывает основы уверенного в себе и коммуникабельного человека с устойчивой психикой.

Детсад, как лучший помощник по подготовке первоклассника

Малыши открыты для знаний, и, кроме природного подражания, стремления быть похожими на взрослых, старших братьев и сестер, они торопятся в школу, чтобы увидеть новый, неисследованный «оперативный простор». Но первая трудность, с которой они сталкиваются, приходя в школу – не задачки и письмо, чтение букваря, а взаимоотношения с одноклассниками. Страх оказаться в учебе хуже соседа по парте и быть осмеянным более успешными сверстниками наносит больше вреда, чем даже полное отсутствие навыков чтения и письма.

Построение комфортной среды начинается в детском саду, куда ребенок приходит, чтобы играть с другими детьми, учиться дружить, привыкать находиться вне дома и без неусыпной любви и заботы семьи.

Четкое выполнение распорядка дня (время пробуждения, гигиенические процедуры, питание отдых, прогулки, игры, развивающие занятия) тоже приучает детей к самостоятельности, а семья не всегда имеет возможность соблюдать режим дня, и часто режим дня ребенка хаотично подстраивается под потребности членов семьи. Это – повод для малыша быть необязательным, думать, что любые правила можно нарушать, в зависимости от обстоятельств, и навыки организованности и самодисциплины становятся проблемой школы, учителей.

Можно и даже обязательно нужно, забирая ребенка из детского сада, по дороге домой выслушивать его впечатления о прошедшем дне (не отвлекаться даже на самые срочные и важные телефонные разговоры!), делиться собственным опытом общения с детьми, обсуждать разные ситуации и пути выхода из них. Главное и обязательное условие в этих обсуждениях – акцент на то, что другого пути не существует, что ребенок должен сам подобрать стиль общения (подсказать, что нужно быть вежливым, внимательным и т.д.), что уважение коллектива нужно заслужить (не завоевывать!), что дружба основывается на взаимопонимании.

Идеальный детский сад ближе, чем кажется

Если не обращать внимание на материально-техническую составляющую дошкольного учреждения, то любой детский сад может оказаться идеальным, если придерживать нескольких правил:

  • НЕ обсуждать действия воспитателей и других взрослых, принимающих участие в воспитании ребенка, особенно – в негативном ключе, потому что после этого невозможно рассчитывать, что ребенок будет в принципе воспринимать любые слова всех участников воспитательного процесса – в семье или в учебно-воспитательном учреждении;
  • НЕ пользоваться в общении с ребенком «правом сильного» – «давить авторитетом», требовать беспрекословного подчинения по любому поводу: дети имеют право на ошибку, и нужно не наказывать их, а объяснять так, чтобы ошибки не повторялись (они – следствие того, что взрослые не сумели правильно и вовремя предупредить) – равноправные взаимоотношения детей и родителей становятся прекрасной почвой для самоуважения и чувства собственного достоинства, ответственности и самостоятельности.
  • НЕ бросаться на защиту своего малыша «от плохих детей» в группе, не разобравшись в конфликтной ситуации до конца. И даже если, все же, виноват в драке «плохой Петя или Вася», нужно постараться найти ему оправдание, чтобы подтолкнуть своего ребенка к мысли о великодушии и прощении: дети не знают, что такое компромисс и гибкость, еще «не обучены политесу», но в них природой заложено добро и зло в равных пропорциях, и об этом нельзя забывать, и будить лучше доброе начало;
  • никогда НЕ надо думать, что дети ничего не видят и не слышат, когда спят или увлеченно играют в соседней комнате: все равно, в силу детского любопытства, они видят и слышат взрослых (и чаще быстро запоминают негативные эпизоды!), а это отрицательно сказывается на их воспитании собственным примером, иногда подрывает авторитет самых близких людей, порождает недоверие, последствия которого могут оказаться самыми печальными и непредсказуемыми.

То есть, идеальный детский сад, как и все остальное, начинается с семьи и ее умения выстраивать партнерские взаимоотношения с воспитателями, а потом и с учителями.

И все же, где найти идеальный детский сад?..

С детскими дошкольными учреждениями в стране, к сожалению, проблема стоит остро еще во многих регионах, и дело не только в нехватке современных, оборудованных по последнему слову техники зданий. Хотя и эта проблема сегодня имеет место быть – очереди в детские сады иногда движутся в обратном направлении, как, например, в столице. А в густонаселенных регионах юга в скором времени видимо придется передавать очередь в дошкольные учреждения по наследству, детям детей, которые так и не дождались своего места.

Не однозначно выглядит и картина с воспитательными планами (не программами, а именно календарными планами занятий). Группы часто перегружены до предела. Естественно, в таких условиях даже опытному, любящему свою работу и детей воспитателю, сложно организовать воспитательный процесс так, чтобы оставалось время для индивидуального подхода к каждому малышу, с учетом его психологических особенностей, темпа выполнения заданий и т.п.

Однако наибольшая проблема заключается в колоссальном дефиците хороших высококвалифицированных педагогов. К большому сожалению, на воспитателя детского сада сейчас идут учиться преимущественно по остаточному принципу (другими словами, когда в другой ВУЗ или ССУЗ не взяли). Как результат – воспитатели, которые работают исключительно «для галочки».

Поэтому любой детский сад, где вам посчастливилось найти воспитателя, который «живет» своей работой и искренне переживает за каждого своего воспитанника, можно смело считать идеальным.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин на стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования»
В рамках прошедшей сегодня стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования» под председательством премьер-министра РФ Михаила..
Премьер-министр РФ заявил о необходимости повышения качества образования
19 нояб. 2024 г.
0
926
Класс школы для одарённых детей.
В Минпросвещения России сообщили о том, что в каждом федеральном округе планируют открыть школы для одарённых детей. В РПЦ высказались за преподавание..
О школах для одарённых детей, преподавании церковнославянского языка и введении самбо в школах РФ
18 нояб. 2024 г.
0
1323
Глава Минпросвещения РФ провёл личный приём граждан
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов провёл личный приём граждан и ответил на интересующие родителей и педагогов вопросы, связанные с организацией п..
Глава Минпросвещения РФ провёл личный приём граждан
15 нояб. 2024 г.
0
2844
Оставить свой комментарий

Ваш город: