Недавно на заседании Совета Минобрнауки рассматривался новый ФГОС. По завершению голосования предложенный проект начального общего образования был принят без изменений, а основного отправлен на доработку с последующим рассмотрением. Попробуем разобраться, что конкретно пытаются изменить и как это улучшит уровень образования школьников.
Наряду с разработкой и совершенствованием различных учебных проектов, Министерство образования не оставляет без внимания приказ президента о создании единого образовательного пространства. Именно поэтому сегодня ведется активное обсуждение новых Госстандартов, которые предполагают внесение ряда изменений в программу среднего образования.
Недавно на заседании Совета Минобрнауки рассматривался новый ФГОС. По завершению голосования предложенный проект начального общего образования был принят без изменений, а основного отправлен на доработку с последующим рассмотрением. Попробуем разобраться, что конкретно пытаются изменить и как это улучшит уровень образования школьников.
Единое учебное пространство
Минобрнауки вплотную подошло к проблеме, которую давно следовало решить. Представьте обычную бытовую ситуацию: семья с детьми школьного возраста переезжает на постоянное место жительства в другой регион страны, и, естественно, возникает вопрос о переводе детей в другую школу.
В такой ситуации ребенку предстоит столкнуться с массой трудностей: начиная от психологической нагрузки, связанной с переходом в новый коллектив, заканчивая различием базовых учебных программах в регионах и федеральных округах. Все это может стать серьезным препятствием для полноценного обучения. Новый ФГОС призван решить как минимум проблему, связанную с разными учебными программами путем создания единого образовательного пространства.
Отметим, что новые образовательные стандарты вызвали большой интерес со стороны родителей, которые встретили революционные изменения с одобрением. Кроме того, проект обсуждался на высоком профессиональном уровне, при участии специалистов академии наук, академии образования, Московского педагогического госуниверситета, института педагогических измерений. В обсуждении новых образовательных стандартов принимали участие даже школьники – победители региональных олимпиад в России. Поэтому в них учтены абсолютно все мнения о том, какими должны быть единые требования к базовому уровню образования.
Остается добавить, что в общей концепции новых ФГОС сохраняется структура и требования к базовым принципам школьных программ. Акцент в новых стандартах делается на создание единого и обязательного минимума по всем предметам. К единому знаменателю вскоре будут приведены учебники, синхронизированы учебные программы и система оценивания.
Но, как подчеркнула министр образования О. Васильева, такие требования не запрещают расширять и дополнять знания в обучающем процессе, ни ученикам, ни учителям, что четко прописано уже в других образовательных проектах, с привлечением внеклассных и внешкольных занятий.
Таким образом, если ребенку предстоит сменить школу и переехать в другой город, то ему не придется "догонять" программу – единые требования, предусмотренные новыми стандартами, направлены на приведение базового образования к общему знаменателю.
Программа средней школы – на доработке!
Что касается внесения изменений в требования к программе средней школы, то здесь не обошлось без противоречий: не только педагогических, но даже идеологических.
Если изменения в программе по предметам, связанным с базовыми знаниями точных и естественных наук, уже давно не вызывают споров из-за постоянного увеличения учебной нагрузки, то не все так просто со стандартами в программах гуманитарного направления.
Литература и история – предметы, которые не подвержены стремительному развитию в связи с ростом технического прогресса, как химия, математика, физика или биология. Но именно изменения, связанные с расширением базовых знаний по литературе, вызвали сопротивление некоторых учителей-словесников, которые считают, что 235 произведений за 5 лет обучения – непомерная нагрузка для детей.
Они утверждают, что, например, дополнение школьной программы изучением творчества Державина, учителя и наставника А.С. Пушкина – лишняя учебная нагрузка, что бард Окуджава, рассказавший в своих песнях и стихах о поколениях двадцатого века не достоин изучения в школе. При этом критически настроенные словесники не видят ничего плохого в изучении "творений" В. Пелевина или Л. Улицкой, с их откровенными экспериментами, развращающими сознание детей.
В споры о базовых предметах и моральных ценностях, которые формирует литература и история в школе, также вступили некоторые прозападные "реформаторы", считающие, в том числе, что обучение в школе должно делиться по кастовому принципу, на простое и сложное. О. Васильева дала достойный отпор сторонникам "дебилизации русских детей".
Она подчеркнула, что основой нового проекта являются абсолютные ценности:
- Русская и общечеловеческая культура;
- Связь языка литературы с духовно-нравственным ростом и интеллектуальным развитием личности;
- Формирование чувства причастности к национальным свершениям и традициям через изучение исторического и литературного наследия, воспитание любви и патриотизма на примерах литературных героев.
Слова "русская культура" в новых требованиях повторяются неоднократно. Это признак того, что школа вновь активно включается в воспитательный процесс, от которого среднее образование самоустранилось после распада СССР и стало забывать об истории лучших традиций советской школы. Васильева подчеркнула, что новый ФГОС – стратегия национальной безопасности государства, разработанная Министерством образования и науки по поручению В.Путина.
Пока стандарты для средней школы отправлены на доработку, но, как подчеркивает ректор Санкт-Петербургского Госуниверситета Николай Кропачев, в целом они признаны лучшими за последние годы.